Сура 2 АЛЬ-БАКАРА КОРОВА, мединская, 286 аятов


Сура 2 АЛЬ-БАКАРА КОРОВА, мединская, 286 аятов
1. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Алиф, лам, мим[k2] .
2. Это Писание несомненное, для богобоязненных на правую стезю указание,
3. Для тех, что уверовали в невидимого, совершают молитву и расходуют из дарованного Нами достояния.
4. И для верующих в то, что ниспослано тебе, о Мухаммад[k3] , и в то, что было ниспослано до тебя, и о жизни будущей имеют знание.
5. Они — на стезе Господа своего, они обретут спасение.
6. Поистине для тех, что не веруют, все равно, предупреждал ты их или не предупреждал — они не веруют в Писание.
7. Запечатал Аллах сердца их и уши их, и пред очами их пелена. Уготовано им великое мучение!
8. И есть среди людей такие, что говорят: «Уверовали мы в Аллаха и в День Последний[k4] », но не веруют они, лицемерные!
9. Пытаются они обмануть Аллаха и тех, что уверовали, но обманывают лишь сами себя, не понимая своего заблуждения.
10. В сердцах их недуг, и усилит Аллах сей недуг. Уготованы им жестокие муки за лживые их речения.
11. А когда говорят им: «Не сейте смуту на Земле», отвечают они: «Мы лишь желаем примирения».
12. Нет, смутьяны они, но нет у них об этом знания.
13. И когда говорят им: «Веруйте, как веруют люди!», они отвечают: «Ужели будем мы веровать, как веруют глупцы!» Нет, это они глупцы, и нет у них разумения.
14. Когда встречают они верующих, то говорят: «Мы веруем!», но когда возвращаются к сатанинским вожакам своим, говорят: «Мы с вами, подвергаем лишь тех осмеянию!»
15. Аллах посмеется над ними и сделает для них долгим в язычестве пребывание.
16. Это те, что променяли стезю истинную на заблуждение, и сделка их была убыточной, и не нашли они пути к спасению.
17. Они подобны человеку, что развел костер, и когда огонь осветил все вокруг, унес Аллах его свет и оставил их во мраке, ослепленными.
18. Они глухи, немы и слепы и не отказываются от своего заблуждения.
19. Или словно застигнутые дождевым потоком с небес, где мрак, и гром, и сверкание молнии, затыкающие себе пальцами уши от громовых ударов, смерти боящиеся. Так Аллах объемлет вас со всех сторон, неверные!
20. Едва не ослепляет их молния, и всякий раз, как блеснет она, идут они при ее свете, а когда наступает мрак, стоят на месте. А если бы пожелал Аллах, он лишил бы их и слуха, и зрения. Поистине Аллах всемогущ.
21. О люди, поклоняйтесь Господу своему, который сотворил вас и тех, что были до вас, может быть, убоитесь вы наказания.
22. Тому, кто сделал для вас Землю ложем и сделал небо для вас кровом, ниспослал с небес воду и вывел ею для вас плоды — вашу долю. Не говорите же, что есть у Него подобные — ведь вы обладаете знанием!
23. А если вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали рабу Нашему, то сложите суру, подобную этой, и взывайте к вашим свидетелям — богам вашим, которым поклоняетесь вы помимо Аллаха, если правдивы ваши речения.
24. И если вы не сделаете этого, — а ведь вы никогда этого не сможете сделать, — то бойтесь пламени, которому люди служат топливом, и камни раскаленные приготовлены для вас, неверные!
25. И обрадуй тех, что уверовали и творили благие дела, вестью о том, что уготованы им сады, где текут под деревами реки, и всякий раз, как вкусят они плодов, скажут: «Это было даровано нам и раньше!» И хоть будут те плоды одинакового вида, но разнообразного вкуса. И уготованы для них в тех садах чистые жены, и вечным будет там пребывание.
26. Поистине, Аллах не гнушается тем, чтобы приводить притчи ни о комаре, ни о прочем. И знают верующие, что все это — истина от их Господа. Что же касается тех, что не уверовали, то они спрашивают: «Что хотел сказать Аллах той притчей?» Многих оставляет Он в заблуждении, а многим указует стезю правую, но оставляет Он лишь нечестивых в заблуждении.
27. Тех, что нарушают завет Аллаха после того, как обязались исполнять его, и разрывают то, что по велению Аллаха должно быть связано, и сеют смуту на Земле. Они останутся в накладе, пребывая в заблуждении.
28. Как же вы не веруете в Аллаха, если были вы мертвыми и Он оживил вас. Потом Он умертвит вас и снова оживит, и к нему возвращение.
29. Он — тот, который сотворил для вас все, что есть на Земле, потом отправился к небесам и разделил небо на семь частей. Поистине, Он всеведущ.
30. И сказал Господь твой ангелам: «Сделаю Я себе на Земле наместника». И сказали они: «Ужели Ты сотворишь на Земле того, кто будет сеять на ней смуту и проливать кровь, а мы станем восхвалять Тебя и прославлять Твое имя?» И сказал Он: «Ведомо Мне то, о чем нет у вас знания».
31. И научил Он Адама названиям всех вещей, а потом представил те вещи ангелам и молвил: «Скажите Мне, как называется все это, если правдивы ваши речения».
32. И сказали ангелы: «Хвала Тебе, мы ведаем лишь то, чему научил нас Ты — Всеведущий и Мудрый».
33. И сказал Господь: «О Адам, расскажи им об именах всех вещей». И когда тот поведал ангелам имена, сказал Аллах: «Разве не говорил Я вам, что мне ведомо все тайное, что есть на небесах и на Земле, знаю Я, что говорите вы вслух и ваши тайные помышления».
34. И сказали Мы ангелам: «Преклонитесь пред Адамом!» И они преклонились, кроме Иблиса-дьявола, который, возгордившись, отказался совершить поклонение.
35. И сказали Мы: «О Адам, живите, ты и жена твоя, в этом саду и ешьте досыта все, что пожелаете, но не приближайтесь к сему древу, ибо тем свершите преступление».
36. Но заставил их сатана оступиться и вывел их из края блаженства, в коем они пребывали. И сказали Мы: «Низвергнитесь на Землю, и да будет человек враг человеку, и станет Земля вашим местопребыванием, и будете наслаждаться жизнью лишь до назначенного времени».
37. И принял Адам от Господа своего слово, и простил его Господь, поистине, Он всепрощающ и милосерд.
38. Сказали Мы: «Низвергнитесь на Землю, пребывайте там все, а если придет к вам от Меня указание правой стези, то идущим по ней не будет ни страха, ни печали и воздыхания.
39. А те, что не веровали и опровергали Наши знамения, станут обитателями пламени, и вечным будет там пребывание».
40. О сыны Исраила[k5] , вспомните Мои благодеяния вам и соблюдайте обет Мой, а Я буду соблюдать обет ваш, и бойтесь Меня, если нарушите обетованное.
41. Веруйте в то, что Я ниспослал, подтверждая прежнее, не будьте первыми среди неверных и не смените знамения Мои за малую цену мирской жизни. Меня лишь бойтесь и Моего наказания.
42. Не путайте истину с ложью, не скрывайте известное вам истинное описание[k6] .
43. Творите молитву, платите закат[k7] , с преклоняющими колена совершайте преклонение.
44. Ужели велите вы людям быть благочестивыми, но самих себя забываете? Вы ведь читаете Писание, неужто нет у вас разумения?
45. Прибегайте же к терпению и молитве, поистине, она тяжела, но не для тех, кто творит ее со смирением,
46. Для тех, кто верует во встречу с Господом своим и в то, что к Нему возвращение.
47. О сыны Исраила, помните благодеяние, которое я ниспослал вам, пред мирами оказав вам предпочтение.
48. Бойтесь Дня, когда одна душа ни в чем не поможет другой душе, и не будет принято никакое заступничество за нее, и не будет принят за нее выкуп, и не будет ни помощника, ни спасения.
49. Мы спасли вас от рода фараона, который заставил вас вкусить жесточайшие муки, убивал сыновей ваших и бесчестил ваших жен. И в этом от Господа вашего было великое испытание.
50. И разделили Мы пред вами море, и утопили род фараона у вас на глазах вам во спасение.
51. И Мы беседовали с Мусой [k8] сорок дней, а потом сделали вы себе после этого тельца, совершив преступление.
52. Потом Мы простили вам это, может, будете вы благодарными.
53. И дали Мы Мусе Писание, истину и ложь различающее, может быть, пойдете вы по стезе, вам указанной.
54. И тогда сказал Муса народу своему: «О народ мой, против себя совершили вы злодеяние, взяв себе тельца богом, вернитесь же к Создателю своему, покайтесь, и пусть невинные из вас перебьют виновных — это будет лучше для вас пред вашим Создателем». И простил Он их, поистине, Он всепрощающ и милосерд.
55. И сказали вы: «О Муса, мы не поверим тебе, пока не узрим Аллаха воочию». И поразил вас громовой удар с небес у вас на глазах, и вот вы повержены бездыханными.
56. А потом воскресили Мы вас после смерти вашей — может, будете вы благодарными.
57. И осенили вас облаком, и ниспослали вам манну небесную и перепелок. Ешьте от благ, ниспосланных Нами вам в долю. Вы не обидели Нас — нет, против себя совершили вы преступление.
58. И сказали Мы: «Войдите в это поселение [k9] и ешьте там досыта все, что пожелаете, но входите во врата его склонившись, моля о прощении, и простим Мы вам ваши прегрешения. И дадим Мы добродетельным еще большее воздаяние».
59. Но сменили злодеи слова Наши на то, что не было им сказано, и Мы обрушили на них наказание с небес — моровую язву за их злодеяния.
60. И просил Нас Муса ниспослать воду народу его, и сказали Мы ему: «Ударь своим посохом о камень!» И забили оттуда двенадцать источников, и каждый из людей знал место питья своего. Ешьте и пейте из доли, дарованной вам Аллахом, и не чините зла на Земле, совершая преступления.
61. И сказали вы: «О Муса, мы не можем стерпеть, вкушая постоянно одну и ту же пищу. Помолись за нас Господу своему, пусть выведет Он для нас из земли, что произрастает на ней, — овощи и злаки, огурцы, чечевицу и лук». И сказал им Муса: «Неужто вы сменяете лучшее на ничтожное? Живите же в поселении, и будет вам то, что просили вы». И постигло их там унижение и бедность, и приобрели они лишь гнев Аллаха за то, что не веровали в Его знамения и убивали пророков не по праву, за то, что они были непокорны, преступив пределы послушания.
62. Поистине, для тех, что веруют в Аллаха, для иудеев, и христиан, и сабеев, верующих в Аллаха и в День Последний и совершающих добрые деяния, уготовано воздаяние от Господа их, и не будет для них ни страха, ни печали и воздыхания.
63. И Мы взяли с вас обет и подняли над вами гору Тур[k10] . Примите и исполняйте то, что Мы ниспослали вам, со всем тщанием и помните это, может быть, убоитесь вы наказания.
64. Но после того вы отступили от обета, и если бы не милость Аллаха к вам, то были бы вы погублены.
65. И узнали вы о тех, что нарушили день субботний, и Мы сказали им: «Прочь от нас, проклятые, станьте обезьянами!»
66. И Мы сделали это наказание уроком для тех, кто жил в то время, и для будущих поколений, и для богобоязненных назиданием.
67. И сказал Муса народу своему: «Поистине, Аллах велит вам заклать корову[k11] ». И они сказали ему: «Ты смеешься над нами?» Но ответил Муса: «Упаси меня Боже от такого невежества! Не стану я подвергать вас осмеянию».
68. И сказали они: «Помолись за нас Господу твоему, чтобы мы узнали, какова должна быть она». И он ответил: «Говорит Он: это должна быть корова не старая и не телица — среднее между этим. Делайте же по Его повелению».
69. И сказали они: «Помолись за нас Господу твоему, чтобы мы узнали, какого она должна быть цвета». И ответил Муса: «Говорит Он: должна быть та корова ярко-рыжего цвета, приятная для зрения».
70. И сказали они: «Помолись за нас Господу твоему, пусть скажет нам, какие еще будут у нее признаки, ведь коровы похожи друг на друга, и, если пожелает Аллах, мы изберем корову по Его повелению».
71. И сказал Муса: «Говорит Он: не изнуренная пахотой, не бродившая по кругу, доставая воду из колодца, — должна быть корова без порока, без пятен, одноцветная». И сказали они: «Теперь ты сказал полную истину». И с трудом нашли такую корову, хотя искали ее со всем тщанием.
72. И если убили вы душу живую и спорите о том, кто сотворил это, то Аллах выявит то, что скрываете вы в своих помышлениях.
73. И сказали Мы: «Ударьте убитого частью той коровы». Так оживляет Аллах мертвых, и Он покажет вам свои знамения, может быть, предадитесь вы размышлению.
74. Но после того ожесточились сердца ваши и стали словно камни, нет, еще жестче! Поистине, есть камни, из коих берут начало реки, есть камни, что раскалываются, извергая из себя источник, есть камни, что падают с высот, опасаясь Аллаха. Поистине, все ведомо Аллаху о ваших деяниях.
75. Неужто вы, правоверные, хотите, чтобы те люди [k12] были верны вам, когда часть из них слышала слово Аллаха и исказила его, поняв его смысл и получив знание?
76. Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Но когда остаются наедине друг с другом, то говорят: «Неужто вы рассказываете им о том, что Аллах открыл вам, чтобы спорить с ними пред Аллахом? Неужто нет у вас разумения?»
77. Разве неизвестно им, что Аллаху ведомо все тайное и явное?
78. И среди них есть люди простые, не знающие Писания, коим известно лишь то, что рассказывают им, и все это лишь их измышления.
79. Горе тем, что пишут Писание собственными руками, а потом говорят: «Это от Аллаха», чтобы получить за это ничтожное вознаграждение! Горе им от того, что написали их руки! И горе им от их деяния!
80. И сказали они: «Коснется нас пламя адское лишь на дни считанные!» Скажи: «Вы взяли об этом обет с Аллаха — а ведь Аллах сдерживает свои обещания — или говорите об Аллахе то, о чем нет у вас разумения?»
81. Нет, кто совершил злое, того навеки погубит совершенное им прегрешение, и станет он обитателем ада, и вечным будет там пребывание!
82. А те, что уверовали и совершали благие деяния, станут обитателями сада райского, и вечным будет в нем пребывание.
83. И взяли Мы обет с сынов Исраила: «Поклоняйтесь лишь Аллаху, будьте добры к родителям, близким вашим, к беднякам и сиротам, говорите людям доброе слово, творите молитву, платите закат», а потом стали вы отступниками, кроме немногих из вас, и отворачиваетесь с пренебрежением.
84. И взяли Мы с вас обет: «Не проливайте крови друг друга, не изгоняйте друг друга из домов ваших». И вы приняли этот обет и свидетельствовали о его исполнении.
85. Но вот вы убиваете друг друга, и изгоняете людей из их домов, и сговариваетесь против них, совершая грех и злодеяние, а когда они попадают в плен, не выкупаете их. А ведь для вас запретно их изгнание. Ужели вы веруете в часть Писания и не веруете в часть другую? И воздаяние тем из вас, кто совершает подобное — позор в мирской жизни, а в День Воскресения подвергнетесь вы еще более жестокому наказанию — ведь Аллаху ведомы ваши деяния!
86. И тем, что променяли жизнь будущую на жизнь земную, не будет облегчено мучение, и не будет им ни помощника, ни спасения.
87. Даровали Мы Мусе Писание и отправили вслед за ним Наших Посланцев, и даровали Исе[k13] , сыну Марьям, ясные доказательства — чудеса наши, подкрепив его помощью Святого духа. Неужто всякий раз, как принесет вам Посланец то, что вам не по вкусу, вы проявите непокорность и гордыню? Ведь часть из них вы обвинили во лжи, а часть подвергли убиению.
88. Сказали они: «Сердца наши для тебя закрыты!» Нет, это им проклятие Аллаха за их неверие, и мало кто из них разделяет искреннее верование.
89. И когда пришло к ним Писание от Аллаха, подтверждающее то, что было им прежде ниспослано, — а ведь ранее просили они помощи против неверующих — они в него не уверовали. Да проклянет Аллах вас, неверные!
90. Худо продали они свои души, не веруя в то, что ниспослал Аллах, завидуя тому, что ниспошлет Аллах свою милость, кому пожелает из рабов Своих, и тем вновь обратили на себя гнев Аллаха. Уготовано неверным позорное мучение.
91. И когда говорят им: «Уверуйте в то, что ниспослал Аллах!», отвечают они: «Мы веруем лишь в то, что было нам ранее ниспослано», не веря тому, что после этого, а ведь это — истина, подтверждающая то, во что они веруют. Скажи: «Что же вы убивали ранее пророков Аллаха, если разделяли их верования?»
92. Принес вам Муса ясные доказательства — чудеса Господа, а потом вы стали поклоняться тельцу, совершая преступление.
93. И Мы взяли с вас обет и приготовились обрушить на вас гору Тур, сказав: «Выполняйте то, что Мы ниспослали вам, со всем тщанием, исполняя то, что вам велено». Но они сказали: «Мы слушаем, но не повинуемся!» И возлюбили они тельца по своему неверию. Скажи: «Даже если вы верите во что-то, то к дурному побуждают вас ваши верования».
94. Скажи: «Если уготовано вам от Аллаха обиталище райское, помимо других людей, то пожелайте себе смерти, если правдивы ваши речения».
95. Но они никогда не пожелают ее из-за своих прежних поступков — ведь Аллаху ведомо, кто совершает преступления.
96. Поистине, ты увидишь, что они больше всех людей дорожат жизнью, даже больше язычников, и желал бы всякий из них, чтобы дано ему было прожить тысячу лет, но даже если и проживет он столько, не избавится от мучений, ведь Аллаху ведомы их деяния.
97. Скажи: «Если кто враг Джибрилу, то ведь это Джибрил ниспослал Коран в сердце твое по велению Аллаха, подтверждая то, что было ниспослано прежде, указывая правую стезю и неся радостную весть вам, о правоверные».
98. И если кто враг Аллаха и ангелов Его и Посланцев Его, и Джибрила, и Микаила, то ведь и Аллах будет врагом вам, о неверные[k14] !
99. Мы ниспослали тебе ясные знамения, и не веруют в них лишь злонамеренные.
100. Неужто всякий раз, как дают они обет, станут нарушать его некоторые из них? Да, большая часть их — не верует в обетованное.
101. И когда пришел к ним Посланец от Аллаха, подтверждая то, что был даровано им прежде[k15] , стала опровергать часть тех, кому было прежде даровано Писание, то, что было ниспослано Посланцу, у него за спиной, будто не ведая — истина сие Послание.
102. Следовали они тому, что нашептывали бесы в дни царствия Сулеймана. Не был неверным Сулейман, но неверие сеяли бесы, научая людей волшебству и волхвованию, тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту[k16] . Но и те не научили никого, не сказав: «Не проявляй неверия, мы лишь подвергаем тебя испытанию!» И научались от них заклинаниям, коими могли разлучить мужа с женой, но если кому наносили вред, то лишь с соизволения Аллаха. И научались люди тому, что вредило им и не приносило никакой пользы, но знали, что тот, кто променял Писание на волшебство, не получит доли благой в жизни будущей. Худо же продали они души свои, о, если бы обладали они разумением!
103. А если бы они уверовали и убоялись Бога, то получили бы от Аллаха лучшее воздаяние. О, если было бы у них разумение!
104. О верующие, не обращайтесь к пророку: «Эй, слушай[k17] !» Говорите: «Обрати на нас взор свой». И повинуйтесь его велению. А неверным уготовано жестокое мучение.
105. Не желают неверные из людей Писания и язычники, чтобы вам, правоверные, было ниспослано благо от Господа вашего. Ведь Аллах отличает Своей милостью кого пожелает. Аллах оказывает великие благодеяния.
106. Если Мы отменяем то, что есть в знамении, либо даем забыть его, то посылаем лучшее или равное. Разве не ведаешь ты, что Аллах всемогущ?
107. Ужели не ведомо тебе, что Аллаху принадлежит царствие на небесах и на Земле, и нет у вас, кроме Аллаха, никакого помощника, ни заступника верного.
108. Или желаете вы просить Посланца вашего, как ранее просили Мусу, показать Бога воочию[k18] . Но кто сменил веру на неверие, тот сошел с прямого пути, оказавшись в заблуждении.
109. Желали бы многие из людей Писания отвратить вас от веры вашей и сделать вас неверными, ибо зависть побуждает их к этому после того, как стала ясной для них истина. Простите же им и отвернитесь от них, пока Аллах ниспошлет Свое повеление. Поистине, Аллах всемогущ!
110. Творите молитву и платите закат, и то добро, что сотворили вы для души своей, найдете вы у Аллаха. Поистине, Аллаху ведомы ваши деяния.
111. Они сказали: «Никогда не войдет в сады райские никто, кроме иудеев и христиан». Но это лишь ваше пожелание. Скажи: «Представьте же доказательства, если правдивы ваши речения».
112. Нет, тот добродетелен, кто обратит лик свой к Аллаху, и ему будет воздаяние от его Господа, и не будет ему ни страха, ни печали и воздыхания.
113. Сказали иудеи: «Ни в чем не правы христиане», и сказали христиане: «Ни в чем не правы иудеи». И при том читают Писание. Подобные слова говорят люди, ни о чем не ведающие, и Аллах разрешит в День Воскресения все их расхождения.
114. Кто худший злодей, чем запрещающий произносить в мечетях Аллаха его имя и стремящийся разрушить их? Таким следует входить в мечети со страхом. В земной жизни подобает им позор, а в жизни будущей — великие мучения.
115. Аллаху принадлежит сторона восточная и сторона западная, и куда бы вы ни обратились, всюду лик Аллаха. Поистине, Аллах всеобъемлющ, всеведущ.
116. Они сказали: «Есть у Аллаха сын[k19] ». Хвала Ему, он выше этого. Ведь Ему принадлежит все, что на небесах и Земле, и все оказывают Ему повиновение.
117. Он — Создатель небес и Земли, и если решит что-либо, то лишь говорит: «Будь», и это сбывается в одно мгновение.
118. И сказали невежды: «Что же Аллах не поговорит с нами, что же не придет к нам знамение?» Так же говорили и до них подобные им неверием, жестокосердные, а Мы разъяснили знамения людям, имеющим разумение.
119. Поистине Мы послали тебя, о Мухаммад, со словом истинным, несущим радостную весть, предупреждающим, пусть же тебя не спрашивают о тех, что станут обитателями адского пламени.
120. Не примирятся с тобой ни иудеи, ни христиане, пока не последуешь ты их вере. Скажи: «Стезя Аллаха — это стезя правая». А если ты последуешь их желаниям после того, как пришло к тебе от Аллаха знание, то не будет тебе от Него ни помощи, ни спасения.
121. Те из людей Писания, которые читают его правильно, веруют в Него, а те, что не веруют, останутся в накладе и испытают мучения.
122. О сыны Исраила, вспомните милость Мою, которую Я оказал вам, — ведь пред мирами выказал Я вам предпочтение.
123. И бойтесь того Дня, когда одна душа ничем не поможет другой душе, когда не будет принят выкуп, не поможет заступничество и не будет спасения.
124. Испытал Господь Ибрахима [k20] словами, и тот полностью исполнил слово Господа. И сказал Господь: «Я сделаю тебя для людей имамом и пророком». И сказал Ибрахим: «И мое потомство также». И сказал Господь: «Не коснется обещание мое лишь тех, что творили преступления».
125. Сделали Мы Дом Наш [k21] убежищем для людей и местом безопасного пребывания. Да будет место следа Ибрахима местом молитвы вашей. И взяли Мы обещание с Ибрахима и Исмаила очистить Дом Мой от идолов для совершающих обход и пребывающих в нем и для совершающих земной поклон при молении.
126. И сказал Ибрахим: «Господи мой, сделай это безопасным поселением [k22] и надели разными плодами жителей его, из тех, что уверовали в Аллаха и в День Последний». И сказал Господь: «А тем, что не веруют, дам я немного насладиться жизнью, а потом пошлю их на муку огненную. О, как ужасно в пламени пребывание!»
127. И возводит Ибрахим основы Дома вместе с Исмаилом, говоря: «Господи наш, прими это от нас, поистине, Ты, Всеслышащий, всеведущ.
128. Господи наш, сделай нас предавшимися Тебе, мусульманами, и из нашего потомства сделай народ, предавшийся тебе, и научи нас обрядам и прости нас, ведь Ты, Всепрощающий, милосерд.
129. Господи наш, дай им Посланца из их числа, что читал бы им знамения твои и учил бы их Писанию и мудрости и очистил бы их, поистине, Ты, Всемогущий, мудр».
130. И если кто, избранный Нами в земной жизни, не покинет веру Ибрахима, разве лишь по неведению души своей, то в жизни загробной пребудет он с пророками праведными.
131. И сказал Ибрахиму Господь его: «Предайся мне!» И сказал Ибрахим: «Предался я Господу миров, став мусульманином».
132. И завещали эту веру Ибрахим и Якуб [k23] потомкам своим, сказав: «О сыны мои, поистине, Аллах избрал для вас веру, да не умрете вы язычниками, а лишь предавшимися Ему, мусульманами».
133. Неужто вы, о иудеи Медины[k24] , были свидетелями того, как пришла к Якубу смерть? Он сказал тогда сыновьям своим: «Кому вы станете поклоняться после моей смерти?» И сказали они: «Мы станем поклоняться Богу твоему, Богу праотцев твоих Ибрахима, Исмаила и Исхака, Богу Единому, мы предались ему, став мусульманами».
134. Это поколение уже ушло, и им воздастся за то, что они совершили, вам также воздастся по вашим поступкам. С вас не спросят за их деяния.
135. Сказали они: «Будьте иудеями или христианами, и пойдете по стезе истиной». Скажи: «Нет, мы придерживаемся веры Ибрахима, ханифа[k25] , склонившегося к правой вере. Он не был из тех, что поклоняются изваяниям».
136. Скажите: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Якубу и их потомкам, и в то, что было даровано Мусе и Исе, и в то, что даровал Господь пророкам Своим, не делая различия между ними. Мы предались тому, что было ниспослано, став мусульманами».
137. И если они примут вашу веру, то избрали стезю правую, если же отвернулись, то разошлись с вами, и Аллах избавит тебя от них, ибо Он всеслышащ и всеведущ.
138. Веру эту сотворил Аллах, словно окрасил ткань искусный красильщик, кто же искуснее, чем Аллах? Ему совершаем мы поклонение.
139. Скажи: «К чему спорите вы с нами об Аллахе, ведь это Господь наш и Господь ваш, нам воздастся за наши дела, вам — за ваши деяния. Ему совершаем мы искреннее поклонение».
140. Или говорите вы, что Ибрахим, Исмаил, Исхак, Якуб и их потомки были иудеями или христианами? Скажи: «Кто лучше знает — вы или Аллах? Кто совершает большее злодейство, чем скрывающий у себя свидетельство от Аллаха? А ведь Аллаху ведомы ваши деяния!
141. Эти люди уже ушли, им воздастся за их поступки, а вам воздастся за ваши, и не спросят с вас за их деяния».
142. Скажут глупцы: «Что отвратило их от прежней их кыблы[k26] , куда обращались они при молении?» Скажи: «Аллаху принадлежит и восточная сторона, и сторона западная, и ведет Он кого пожелает, на прямой путь, к вере праведной».
143. Итак, сделали Мы вас общиной избранной, дабы вы были свидетелями пред людьми, и чтобы Посланец был свидетелем пред вами, и указали Мы тебе Нашу прежнюю кыблу только для того, чтобы узнать, кто последует за Посланцем из тех, что повернули вспять, впав в неверие, и это изменение было трудным для людей, кроме тех, кому указал Аллах правую стезю. Но Аллах зачтет вам вашу веру и прежние молитвы. Поистине, Аллах к людям сострадателен, милосерд.
144. Мы увидим, быть может, как обращаешь ты лицо свое в разные стороны неба. Поистине, Мы обратим тебя к кыбле, которая придется тебе по нраву. Обращай же лик свой в сторону Священной Мечети[k27] . Поистине, те, кому было даровано Писание, знают, что это — истина от их Господа. Ведомо Аллаху об их деяниях.
145. И если бы ты привел тем, кому ниспослано Писание, любое знамение, они не следовали бы твоей кыбле, а ты не будешь следовать их кыбле. Меж вами нет согласия. А если ты послушаешь их, получив знание, то будешь среди тех, что совершают преступление.
146. Те, кому даровали Мы Писание, знают Посланца Нашего, как знают сыновей своих. Но некоторые из них скрывают истину, обладая знанием[k28] ,
147. Истину от Господа твоего! Не будьте же из тех, что питают сомнения!
148. У всякого своя кыбла и свое направление при молении, спешите же к благому повиновению. Где бы вы ни были, приведет вас к себе Аллах всех без исключения. Поистине, Аллах всемогущ.
149. Откуда бы ты ни вышел, обращай лик свой к Священной Мечети, ибо это истина от Господа твоего. Аллаху ведомо о ваших деяниях.
150. Откуда бы ты ни вышел, обрати лик свой к Священной Мечети, и где бы вы ни были, обращайтесь к ней при молитве, дабы не было у людей довода против вас, разве что у преступных язычников. Не бойтесь же их, но Меня бойтесь, и довершу я вам Мои благодеяния, может быть, пойдете вы по правой стезе и верному направлению.
151. Довершил я вам благодеяния тем, что дал вам Посланца из вашего числа, который читает вам Наши знамения, и очищает вас, и учит вас Писанию и Мудрости, и научает вас тому, о чем вы не имели представления.
152. Поминайте Мое имя, и Я вспомню о вас, благодарите Меня и не будьте неверными.
153. О те, что уверовали, поистине, Аллах с терпеливыми, прибегайте же к терпению!
154. И не говорите о тех, кто убит за Аллаха[k29] : «Они мертвы!» Нет, живы они, но вы не обладаете знанием.
155. Мы испытаем вас по-разному: и страхом, и голодом, и гибелью достояния и жизни близких ваших, и пропитания. Принеси же радостную весть тем, что проявили терпение.
156. Тем, которые говорят, когда постигнет их бедствие: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к нему наше возвращение».
157. С ними молитвы Господа их и милость его, шествуют они по правой стезе, избрав истинное направление.
158. Поистине, обход гор ас-Сафа и аль-Марва [k30] принадлежит к обрядам Аллаха. И если кто совершает хадж или умру к Дому, то нет на нем греха, если он совершит обход вокруг них. А если кто по своей воле совершит еще что-нибудь благое, то Аллах благодарен, всеведущ.
159. Поистине, тех, что скрывают ясные доказательства, которые Мы ниспослали, и Наши указания, после того как Мы разъяснили их людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут правоверные.
160. Кроме тех, что покаялись, исправились и признали скрываемое[k31] . Их прощу Я, ибо Я всепрощающ, милосерд.
161. Поистине, те, что умерли неверными, прокляты Аллахом и ангелами и всеми людьми без исключения.
162. Они будут вечно, пребывать в пламени, и никто не поможет им и не облегчит их мучения.
163. Бог ваш — Бог Единый, нет Бога, кроме Него, Милостивого, Милосердного.
164. Поистине, в сотворении небес и Земли, и в чередовании дня и ночи, и в корабле, плывущем по морю на пользу людям, и в ниспосланной Аллахом с небес влаге, коей оживляет Он землю после ее смерти, заселяя ее всякой тварью, и в веянии ветров и в облаках меж Землей и небом, покорных велению Аллаха — знамения для людей, имеющих разумение.
165. И среди людей есть такие, что поклоняются помимо Аллаха тем, кого считают равными Ему, и любят их так же, как Аллаха. Но верующие любят Аллаха больше всего. О, если бы знали язычники преступные, коим суждено узреть мучения, что вся сила лишь у Аллаха! Поистине, Аллах посылает жестокие мучения.
166. И тогда отрекутся предводители от тех, что следовали за ними, и когда узрят они мучения, порвутся все узы родственные.
167. И скажут те, что следовали за своими предводителями: «О если бы вернули нас на Землю, мы бы отреклись от них, как они отреклись от нас!» Так показывает им Аллах, каковы были их деяния. О, как велико их раскаяние, и вовеки не выйдут они из пламени.
168. О люди, ешьте то, что дарит вам земля, дозволенное, доброе, и не следуйте путями сатаны, поистине, он вам враг без сомнения.
169. Он велит вам совершать грешное и непотребное и говорить об Аллахе то, о чем нет у вас знания.
170. И когда говорят им: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах!», отвечают они: «Нет, мы будем следовать тому, что, как мы видели, делали отцы наши». Ужели поступите вы так, даже если отцы ваши ничего не ведали и не знали истинной стези и направления?
171. Неверующие подобны тому, кто вопит о том, что слышит, но не понимает: они глухи, немы и слепы, и нет у них разумения.
172. О верующие, ешьте то доброе, что дали мы в долю вам, и благодарите Аллаха, когда совершаете Ему поклонение.
173. Поистине, Он сделал для вас запретной мертвечину, и кровь, и свинину, и то, что забивают, произнося над ним имя кого-либо, кроме Аллаха. Но если кто вынужден нарушить этот запрет, не проявляя непокорности Аллаху и не преступая пределов, то нет на нем греха. Поистине, Аллах всепрощающ, милосерд.
174. Поистине, скрывающие то, что ниспослал Аллах в Писании, променяв это за малую цену, станут поглощать лишь пламя в утробы свои, и не обратится к ним Аллах со Словом Своим в День Воскресения и не очистит их, и уготовано им жестокое мучение.
175. Это те, что променяли стезю истинную на заблуждение и прощение на муки. Что же придется им претерпеть в адском пламени!
176. Ибо Аллах ниспослал Писание, в коем истина, и те, что расходятся с Писанием, пребывают в далеко идущем заблуждении.
177. Благочестие не в том, чтобы обращать лик свой в сторону востока либо запада, истинно благочестив тот, кто верует в Аллаха, и в День Последний, и в ангелов, и в Писание, и в пророков, и жертвуют своим достоянием, не ропща, для своих родичей, и сирот, и бедняков, и путников, и просящих милостыню, и на освобождение пленников, тот, кто творит молитву и платит закат, и выполняет обет свой, если дал обещание, и терпеливо выносит недуг и бедность, и стоек в сражении. Такие люди искренни верою, это те, что убоялись Моего наказания.
178. О верующие, предписано вам мщение за убитых; свободного за свободного, раба за раба, женщину за женщину. А если будет прощено убийство братом его по вере, то должно это быть по-хорошему и должна быть уплачена вира [k32] без насилия. Это облегчение от Господа вашего, и тому, кто будет мстить после уплаты виры, уготовано жестокое мучение.
179. В отмщении — жизнь[k33] , о обладающие разумом, может быть, убоитесь вы отмщения.
180. Предписано вам, если кто-нибудь из вас будет на смертном ложе, и оставит после себя добро, составлять завещание в пользу родителей и близких по справедливости, богобоязненным в воздаяние.
181. А если кто изменит завещание, услышав его, то грех на тех, что изменили его. Поистине, Аллах всеслышащ, всеведущ.
182. Но если кто-нибудь опасается, что завещатель может уклониться от истины или совершить ошибку, и примирит между завещателем и тем, в чью пользу составлено завещание, то нет на нем греха. Поистине, Аллах всепрощающ, милосерд.
183. О верующие, предписан вам пост, как был он предписан тем, что были до вас, может быть, убоитесь вы наказания.
184. Пост на считанные дни. А если кто из вас будет болен или в пути, то поститесь несколько дней иных. А для тех, кто не может сделать этого, предписан выкуп: кормление неимущего. А если кто по своей воле накормит большее число, желая совершить доброе дело, то это лучше для него. И лучше всего вам поститься, когда обладаете вы знанием.
185. Это пост в месяц рамадан, когда ниспослан был Коран, указание правой Стези для людей и ясное доказательство сей Стези, различающее истину и ложь. И кто из вас у себя дома в месяц рамадан, пусть постится в этот месяц. А если кто болен или в пути, то пусть постится несколько дней иных. Желает Аллах для вас облегчения, а не затруднения. Соблюдите полное количество дней и скажите: «Аллах велик» за то, что указал Он вам правую Стезю. Может, будете вы благодарными.
186. И если спросят тебя рабы Мои обо Мне, то поистине, Я близок и отвечу на мольбу молящего, если будет он взывать ко Мне. Пусть же они ответят мне и уверуют в Меня, может быть, пойдут они по пути праведному.
187. Дозволено вам в ночь поста сближаться с женами вашими. Они — одеяние ваше, а вы — их одеяние. Узнал Аллах, что вы грешили, нарушая прежний запрет, и принял ваше покаяние и простил вам. Теперь сближайтесь с женами, домогаясь того, что дозволил вам Аллах. Ешьте и пейте, пока не станет для вас разница между светом и мраком на заре, словно между черной и белой нитью. [k34] И потом держите полный пост до ночи. И не сближайтесь с женами своими, когда должны вы пребывать в мечети. Вот пределы, установленные Аллахом, да не будете вы близки к их нарушению. Так изъясняет Аллах знамения Свои для людей, может быть, убоятся они нарушения.
188. И не поедайте достояния чужого запретными путями, и не уступайте своего достояния власть имущим[k35] , свершая заведомый грех, дабы захватить чужое достояние.
189. Тебя спрашивают об изменениях луны. Скажи: «Это определение времени для людей и для паломничества. И не тот благочестив, кто в ихраме [k36] входит в дом свой не через дверь. Благочестив тот, кто убоялся Господа. Входите же в дома свои через двери и бойтесь Аллаха, может быть, дарован будет вам успех и спасение».
190. Сражайтесь ради Аллаха с теми, что сражаются против вас, но первыми не нападайте. Поистине, Аллах не любит тех, что первыми свершают нападение.
191. Убивайте их, где найдете, изгоните оттуда, откуда они вас изгнали, ведь смута язычества хуже убиения. Но не сражайтесь с ними у Священной Мечети, пока они не станут против вас сражаться. А если они вступят с вами в сражение, убивайте их. Таково неверным воздаяние.
192. Но если они откажутся от язычества своего, то поистине, Аллах всепрощающ, милосерд.
193. Сражайтесь с ними до тех пор, пока не исчезнет смута язычества и останется лишь вера в Аллаха. А если откажутся они от язычества, то не покушайтесь на них, кроме тех, которые совершают преступления.
194. Священный месяц за Священный месяц, ибо подлежат достойному отмщению святыни. И если кто покусится на вас, нападайте на него [k37] так же, как он напал на вас. Но бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах с богобоязненными.
195. Не жалейте трат ради Аллаха и не обрекайте себя на погибель скупостью, и делайте добрые дела, поистине, Аллах возлюбит совершающих благодеяния.
196. И совершайте полностью хадж и умру Аллаху, а если не сможете завершить их и не будет у вас возможности добыть жертвенных животных, то не обривайте себе головы, пока жертвенный скот не дойдет до места своего заклания. А если кто из вас недужен, либо поражена голова его болезнью, то на нем выкуп — пост или милостыня либо заклание животного. А если вы находитесь в безопасности от врага, то коли перейдете от умры к хаджу и не сможете добыть жертвенных животных, то кто не найдет себе животное для заклания, должен поститься три дня во время хаджа и семь дней, когда вернется, — это полных десять дней. Это все предписано тем, чьи близкие не были в Священной Мечети. Бойтесь же Аллаха и знайте, что жестоко Аллаха наказание.
197. Хадж — это известные месяцы, и кто собрался совершить в эти месяцы хадж, не должен оскверняться сближением, ни совершать недозволенное, ни ссориться во время хаджа. И обо всем добром, что вы сделали, узнает Аллах. Запасайтесь провизией, поистине лучшая провизия — благочестие. Будьте же благочестивыми и бойтесь Бога, о обладающие разумением.
198. Нет на вас греха, если вы будете домогаться милостей от Господа вашего, занимаясь торговлей. А когда спуститесь с Арафата [k38] во время паломничества, поминайте Аллаха у Священного Машара, поминайте Аллаха, указавшего вам Стезю правую, хотя прежде были вы в заблуждении.
199. А потом спускайтесь, о, корейшиты, там, где спускались люди[k39] , и молите Аллаха о прощении, поистине, Аллах всепрощающ, милосерд.
200. А когда исполните все обряды ваши, поминайте Аллаха, как поминали вы предков ваших, или еще чаще. И среди людей есть такой, кто говорит: «Господи наш, пошли нам благ в этом мире». Но не будет у него доли после Воскресения[k40] .
201. А среди них есть и такой, кто говорит: «Господи наш, пошли нам в этом мире доброе, и в мире ином доброе, и охрани нас от огненного мучения».
202. Этим будет дана доля сообразно их деяниям, ведь Аллах скор на расчет и воздаяние!
203. И поминайте Аллаха во время дней назначенных, и если кто опередит на два дня, то нет на нем греха, и если продлит, то нет на нем греха. Не грешен, кто убоялся Аллаха. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы соберетесь при Воскрешении.
204. И среди людей есть такой, чьи слова о земной жизни тебе нравятся, и призывает он в свидетели Аллаха в том, что вера в сердце его, но он худший из тех, что питают к тебе вражду упорную.
205. А когда покидает он тебя, то ходит, сея порчу на Земле и губит посевы и приплод скота. А ведь Аллах не любит сеющих разрушение.
206. И когда говорят ему: «Побойся Аллаха!», толкает его гордыня на новый грех. Достанется ему геенна. О, как ужасно ложе пламенное!
207. И среди людей есть такой, что продает душу свою, желая заслужить благоволение Аллаха, ведь Аллах жалостлив к рабам Своим, совершающим поклонение.
208. О те, что уверовали, войдите в ислам полностью и не следуйте путями сатаны, поистине, у него к вам враждебность явная.
209. И если вы оступились после того, как пришли к вам ясные доказательства, то знайте, что Аллах всемогущ и мудр.
210. Они ожидают лишь того, что явится пред ними Аллах, осененный облаками, и ангелы, и исполнится Его веление — ведь к Аллаху всех дел возвращение.
211. Спроси сынов Исраила, сколько Мы посылали им ясных знамений! А если кто сменяет веру — милость Аллаха, после того как она пришла к нему, на неверие, то ведь сурово Аллаха наказание!
212. Украшена для неверных жизнь земная, и смеются они над теми, кто уверовал. Но богобоязненные будут выше их в День Воскресения, и Аллах даст, кому пожелает, несчетное вознаграждение.
213. Были все люди единой веры, и посылал Аллах пророков с радостной вестью и предупреждением, и ниспослал с ними Писание истинное, дабы рассудить с людьми их расхождения. И спорили о Писании, сея раздоры между людьми, лишь те, что получили его после ниспослания ясных доказательств. И указал Аллах верующим по Своему соизволению путь к истине, о которой спорили, ведь Аллах указывает путь к прямой стезе по Своему желанию.
214. Неужто полагали вы, что войдете в рай? Не постигло вас то, что было с предшественниками вашими! Постигла их нужда и недуг, и были они испытаны так, что даже говорил Посланец и те, кто уверовал вместе с ним: «Когда же придет помощь Аллаха?» Да, помощь Аллаха близка к вам, правоверные!
215. Спрашивают тебя, о Мухаммад, на что расходовать достояние. Скажи: «Расходуйте на родителей, родичей, сирот, неимущих и путников. И что бы вы ни сделали доброго, ведает о том Аллах достоверным знанием».
216. Предписано вам сражаться, и это ненавистно для вас. Но может быть, вы ненавидите что-либо, а это для вас благо, и, может быть, вы любите что-либо, но это для вас зло. Аллах знает, а вы не обладаете знанием.
217. Тебя спрашивают о Священном месяце — дозволено ли сражение в то время. Скажи: «Сражение в Священный месяц — великий грех, но сбивать людей со Стези Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Священную Мечеть и изгонять из нее верующих — еще больший грех перед Аллахом, а смута язычества хуже убиения. Язычники не перестанут сражаться с вами, дабы отвратить вас от веры вашей, если смогут. И если кто из вас отступит от веры своей и умрет неверным, то у таких пропали деяния их добрые, что совершили они в земной жизни, и пропадут в будущей. Они станут обитателями ада, и вечным будет там пребывание.
218. Поистине, те, что уверовали, и те, что совершили хиджру и сражались за Аллаха, могут надеяться на милость Аллаха, ведь Аллах всепрощающ и милосерд.
219. Спрашивают тебя, о Мухаммад, о вине и мейсире[k41] . Скажи: «В них великий грех, но и польза для людей, и греха больше, чем пользы от них». Спрашивают тебя о том, сколько расходовать. Скажи: «Расходуйте то, что остается от нужд ваших». Так изъясняет вам Аллах знамения, может быть, предадитесь вы размышлению.
220. О земной и будущей жизни. И спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Доброе управление их имуществом лучше, а если вы несете общие расходы, то ведь они — ваши братья, и Аллах отличает сеющего порчу от добродетельного». А если бы пожелал Аллах, то послал бы вам затруднение, запретив общее владение. Поистине, Аллах всемогущ и мудр.
221. Не берите в жены язычниц, пока они не уверуют. Поистине, рабыня верующая лучше, чем язычница, даже если она вам нравится. И не отдавайте женщин верующих за язычников, пока они не уверуют. Поистине, раб верующий лучше язычника, даже если тот вам нравится. Зовут язычники в огонь адский, а Аллах призывает к райским садам и прощению по его соизволению и изъясняет знамения Свои людям, может быть, поймут они увещание.
222. Спрашивают тебя с месячной крови у женщин. Скажи: «Это нечистота, сторонитесь женщин в это время и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда очистятся они, приходите к ним, исполняя то, что велел вам Аллах». Поистине, Аллах любит прощающих и любит совершающих очищение.
223. Жены ваши — пашня для вас, пашите ее как хотите, с благословения Аллаха. Бойтесь Аллаха и знайте, что суждена вам встреча с Ним. Обрадуй же тех, что стали правоверными.
224. Не употребляйте всуе имя Аллаха в ваших клятвах, дабы показать, что исполните их, побойтесь Бога и будьте праведны среди людей — ведь Аллах всеслышащ и всеведущ.
225. Не взыщет с вас Аллах за пустые слова в ваших клятвах, но взыщет с вас за то, что в ваших сердцах, ведь Аллах всепрощающ и терпелив.
226. Те, что клянутся не сближаться с женами своими, должны ждать четыре месяца, но если они откажутся от клятвы, то, поистине, Аллах всепрощающ и милосерд.
227. А если решатся они на развод, то ведь, поистине, Аллах всеслышащ, всеведущ.
228. А разведенные жены ожидают, не выходя замуж, в течение трех месячных очищений, и не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в утробах их, если они веруют в Аллаха и в День Последний. И мужья вправе вернуть их в течение этого времени, если пожелают примирения. И им надлежит выдать, что причитается по закону и по-хорошему, но мужья имеют над ними преимущество, ведь Аллах всемогущ и мудр.
229. Развод допустим, и есть две возможности: муж либо удерживает жену по-хорошему и по закону либо по-хорошему отпускает. И не дозволено вам отбирать ничего из того, что дали вы женам, разве что оба супруга убоятся нарушить пределы, установленные Аллахом. И если убоитесь вы, что не соблюдете пределов, установленных Аллахом, то не будет греха, если женщина выкупится частью своего достояния. Это пределы, установленные Аллахом, не преступайте же их, а те, что преступят пределы, установленные Аллахом, совершат преступление.
230. И если муж развелся с женой, то она после этого уже не дозволена ему, пока не возьмет в мужья другого. И если тот разведется с ней, то не будет греха, если она примирится с прежним мужем, и он может вернуть ее, если будут они уверены, что соблюдают пределы, установленные Аллахом. Эти установления Аллаха, кои изъясняет Он людям, обладающим знанием.
231. И если вы разводитесь с женами и кончился установленный срок, то или удержите их по-хорошему и по закону, либо отпустите по-хорошему и не удерживайте их как жен добавочных, чиня им обиды. И кто сделает это, против себя самого совершит преступление. Не принимайте в шутку знамения Аллаха и помните милость Его, оказанную вам, — Писание и мудрость, вам ниспосланную в увещание. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах всеведущ.
232. И если вы разведетесь с женами и окончится срок ожидания, не препятствуйте им, о родичи, вступать в брак с их прежними мужьями, если они придут к согласию между собой по закону и по-хорошему. Сим должны принять увещевание те из вас, что веруют в Аллаха и в День Последний — станете вы тогда благочестивее и чище, ведь Аллах знает, а вы не обладаете знанием.
233. Родившая ребенка должна кормить его грудью полных два года — это для того, кто желает завершить кормление. Отец же, у которого родился ребенок, должен кормить и одевать мать и дитя по закону и по-хорошему, ибо с каждого взыщется лишь по мере его возможностей. Не следует принуждать ни родильницу относительно ее ребенка, ни отца относительно его ребенка. И наследник отца должен поступать так же. И если пожелают родители отлучить младенца от груди по взаимному согласию и совету, то в этом нет для них греха. И если вы пожелаете брать кормилиц к детям вашим, то нет в этом для вас греха, если вы вручите кормилице плату по закону и по-хорошему Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах видит ваши деяния.
234. И если кто из вас умрет, оставив жен, то должны они ожидать, не вступая в брак, четыре месяца и еще десять дней, а когда исполнится этот срок, то не будет на вас греха, о родичи, в том, что они будут делать согласно закону. Аллаху ведомо о ваших деяниях.
235. И нет на вас греха, если заговорите вы с женщинами, потерявшими мужей своих, и в том, что вы затаили в сердце и что ведомо Богу, откроетесь им. Однако не сговаривайтесь с ними тайно, разве что скажете им добрые слова по закону. И не пытайтесь заключить брачный договор прежде, чем истечет предписанный срок. И знайте, что Аллаху ведомо то, что в душах ваших, и берегитесь этого. Знайте также, что Аллах всепрощающ и терпелив.
236. И нет греха на вас, если вы разводитесь с женами, не коснувшись их, или не выплатили им положенного выкупа. Вознаградите их — зажиточный по мере достояния своего и неимущий по мере достояния своего — законным вознаграждением. Поистине, это долг тех, что свершают благие деяния.
237. А если вы разводитесь с ними, не коснувшись их, но выплатив предписанный выкуп, то выплачиваете половину того, что предписано, разве что они простят вам или простит тот, в чьих руках брачный договор. И если простите вы, то сим проявите свою богобоязненность и благочестие, и старайтесь превзойти друг друга благородством. Поистине, Аллах видит ваши деяния.
238. Соблюдайте молитву, и среднюю молитву [k42] в особенности, и стойте пред Аллахом, выказывая повиновение.
239. А если опасаетесь врагов, то молитесь стоя на ногах или верхом, а когда будете в безопасности, поминайте Аллаха, который научил вас тому, чего не знали вы ранее.
240. И те из вас, что умирают, оставляя жен, должны сделать завещание в пользу жен своих, предоставляя им пропитание и одежду до окончания года и не лишать их крова. А если они уйдут сами, то нет на вас греха, о родичи покойного, в том, что эти женщины будут делать, соблюдая закон. Ведь Аллах всемогущ и мудр.
241. И разведенным женам положено от богобоязненных по закону и по праву содержание.
242. Так Аллах изъясняет вам знамения Свои, может быть, поймете вы разъяснение.
243. Разве ты не слышал о тех, что вышли из земель своих, боясь смерти, и были их тысячи. И сказал им Аллах: «Умрите», а потом оживил их[k43] . Поистине Аллах оказывает милости людям, но большая часть людей неблагодарные.
244. Сражайтесь за Аллаха и знайте, что Аллах всеслышащ, всеведущ.
245. И если кто даст в долг Аллаху от всего сердца, сражаясь за Него, тому воздаст Он сторицею, ведь Аллах наделяет скудной долей либо долей щедрою, и к Нему ваше возвращение.
246. Ужели не слышал ты, как собралась толпа сынов Исраила после смерти Мусы, когда сказали они пророку своему: «Пошли нам царя, и мы будем сражаться за Аллаха[k44] ». И сказал он: «Неужто, если будет предписано вам сражаться, не вступите вы в сражение?» И сказали они: «Почему же нам не сражаться за Аллаха, ведь изгнали нас с земель наших и разлучили с нашими сыновьями!» Но когда было предписано им сражение, они обратились вспять, кроме немногих из них. Но Аллаху ведомы те, что совершали преступления.
247. И сказал им пророк их: «Поистине, Аллах послал вам царем Талута[k45] ». Но сказали они: «Как же будет принадлежать ему царство и власть над нами, когда мы имеем больше прав на царство, и нет у него обширного достояния». И сказал пророк: «Поистине, Аллах избрал его на царство над вами и даровал ему телесную силу и обширные познания — ведь Аллах дарует царство кому пожелает, ибо Аллах щедр и всеведущ».
248. И сказал им пророк их: «Поистине, знамение вашего царя будет то, что принесет он вам ковчег, в котором будет помещено, в успокоение вам от Господа вашего, все, что осталось от рода Мусы и рода Харуна[k46] , и принесут тот ковчег ангелы. И в этом вам будет знамение, если останетесь вы правоверными».
249. И когда вывел Талут своих воинов, он сказал им: «Поистине, Аллах послал вам испытание этой рекой. Кто напьется из нее, тот чужой мне, а кто не отведает из нее воды, тот мне свой, разве что зачерпнет из реки горсть собственной рукой». И воины напились из реки, кроме немногих из них. И когда перешел реку Талут и те верующие, которые были с ним, сказали пившие из реки: «Не можем мы сегодня сражаться с Джалутом [k47] и воинством его». И сказали те, что верили во встречу с Господом в День Воскресения: «Сколько раз малое воинство побеждало орды несметные по велению Аллаха! Ведь Аллах с теми, что проявляют терпение!»
250. И когда выступили они против Джалута и воинства его, то сказали: «Господи наш, дай нам полной мерой терпения и укрепи стопы наши, и помоги нам против народа неверного!»
251. И разбили они их по воле Аллаха, и убил Дауд [k48] Джалута, и даровал ему Аллах царствие и мудрость, научив его тому, что пожелал. И если бы Аллах не побеждал одних людей другими, воцарилась бы на Земле порча, но Аллах оказывает мирам благодеяние.
252. Это знамения Аллаха, которые поведали Мы тебе истинно, ведь ты из тех, что несут Послание.
253. Это Посланцы, из коих предпочли Мы одних другим. Среди них есть те, с кем говорил Аллах, и некоторых поднял Он до высоких ступеней. И даровали Мы Исе, сыну Марьям, ясные доказательства — чудеса Наши — и укрепили его Духом святым. А если бы пожелал Аллах, не сражались бы те, что были после них, получив ясные доказательства. Но они разошлись во мнениях, одни уверовали, а другие не верили. И если бы пожелал Аллах, они не сражались бы, но Аллах поступает по Своему желанию.
254. О верующие, расходуйте из того, что Мы даровали вам, прежде, чем придет День, когда не будет ни выкупа, ни дружбы, ни заступничества. А те, что не веруют, совершают преступление.
255. Аллах, нет Бога, кроме Него, Живого, Предвечного, не берет Его ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах и Земле. Кто сможет заступиться за вас пред Ним, разве что по Его велению? Знает Он все об их мирской жизни, и о жизни их будущей, а они не охватят даже малости знания его, разве что по его желанию. Простирается престол его на небесах и на Земле, и не затрудняет его их сохранение, ибо он — Всевышний, Величайший.
256. Нет принуждения в вере. Стала ясной разница между стезей правой и заблуждением. И кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, тот держится за крепчайшие узы[k49] , коим нет расторжения. Ведь Аллах всеслышащ и всеведущ.
257. Аллах попечитель тех, что уверовали, Он выводит их из мрака к свету, а у тех, что в Него не веруют, попечители-идолы, и выводят они из света во мрак непроницаемый. Станут они обитателями пламени, и вечным будет там пребывание.
258. Или не слышал ты о том, кто спорил с Ибрахимом о Господе его, ибо Аллах дал ему царствие. И сказал тогда Ибрахим: «Господь мой — тот, кто оживляет и умертвляет». И сказал Нимрод[k50] : «Я оживляю, я и умертвляю!» И сказал Ибрахим: «Поистине, Аллах приводит Солнце с востока, приведи же его с запада!» И смутился тот, не верующий в Аллаха, ведь Аллах не указывает стезю правую тем, что совершают преступления!
259. Или о том, кто прошел мимо поселения, разрушенного до основания, и сказал: «Как же оживит Аллах это поселение после его гибели?» И умертвил его Аллах на сто лет, а потом воскресил и спросил: «Сколько ты оставался здесь?» И сказал Узейр[k51] : «Я оставался здесь день или часть дня». И сказал Аллах: «Нет, ты оставался здесь сто лет. Посмотри на свою еду и на свое питье — они не испортились, но посмотри на кости своего осла! Мы сделаем тебя знамением для людей. Посмотри, как оживим Мы эти кости, а потом укроем их плотью!» И когда убедился Узейр в этом, сказал он: «Знаю я теперь, что Аллах всемогущ!»
260. Сказал Ибрахим: «Господи мой, покажи мне, как Ты оживляешь мертвых!» И сказал Господь: «Или ты не веришь?» И сказал Ибрахим: «Верю, но чтобы успокоилось мое сердце». И сказал Господь: «Возьми четырех птиц разных и разрежь их у себя в доме на части, а потом на каждую гору положи по одной части и позови их — и они прилетят к тебе тут же. И знай, что Аллах всемогущ и мудр».
261. Те, что расходуют свое достояние ради Аллаха, подобны зерну, взрастившему семь колосьев, и в каждом из тех колосьев сотня зерен. Аллах воздает сторицей кому пожелает, ведь Аллах щедр и всеведущ.
262. Тем, что расходовали свое достояние ради Аллаха, не сопровождая это ни попреками, ни обидами, уготовано от Господа воздаяние — место, где не будет ни страха, ни печали и воздыхания.
263. Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обида, ведь Аллах не нуждается ни в чем и преисполнен снисхождения.
264. О те, что уверовали, пусть не будет ваша милостыня уничтожена попреками и обидами, как у того, кто расходует свое достояние напоказ людям, из лицемерия, не веруя ни в Аллаха, ни в День Последний. Он подобен твердому камню, на котором немного почвы, и когда обрушился на него ливень, то оставил его гладким, лишенным почвы. Такие люди не получат никакого воздаяния за свои деяния, ибо Аллах не ведет по правой стезе людей, остающихся неверными.
265. А те, что тратят достояние свое, домогаясь благоволения Аллаха и желая укрепить свою душу, подобны саду на холме, и, если обрушится на него ливень, даст он плодов вдвое, а если не будет ливня, то достаточно ему и мелкого дождика. Ведь Аллах видит ваши деяния.
266. Ужели желает кто-нибудь из вас, чтобы был у него сад с виноградником и финиковыми пальмами, под которыми протекали бы каналы, где были бы плоды разного вида, и достиг тот человек старости, имея детей малолетних. И подул бы на тот сад горячий ветер опаляющий и сжег бы его со всеми плодами созревшими. Так изъясняет вам Аллах знамения, может быть, предадитесь вы размышлению.
267. О верующие, расходуйте из вашего доброго достояния и из того, что вывели Мы для вас из земли, и не старайтесь отдать худое — вы желаете платить им закат, но ведь сами не примете такого, разве что с закрытыми глазами. И знайте, что Аллах не нуждается в вас, Хвалимый.
268. Устрашает вас сатана бедностью и велит вам проявлять скупость позорную, Аллах же обещает вам от себя милость и прощение, ведь Аллах щедр и всеведущ.
269. Дает Он мудрость кому пожелает, а кому дана мудрость, тому даровано и добро многое, но слушают увещания лишь обладающие разумением.
270. И что бы вы ни расходовали и какой бы обет ни выполнили, поистине, Аллаху об этом ведомо, и не будет защитников у тех, что совершают преступления.
271. Если открыто подадите вы милостыню, то доброе дело это, а если подадите ее тайно, отдав ее бедным, то это еще лучше для вас, и простится вам часть ваших прегрешений, ведь Аллаху ведомы ваши деяния.
272. Не обязан ты, о Мухаммад, указывать им стезю правую, Аллах ведет по правой стезе кого пожелает. Ведь расходуете вы ваше достояние лишь для души вашей, когда делаете то ради Аллаха. И все, что израсходуете вы из достояния вашего, сполна воздастся вам, и без обиды будет вам воздаяние.
273. Расходуйте на неимущих, потративших время свое, сражаясь за Аллаха. Они не смогли странствовать по Земле по торговым делам, и не знающий их сочтет их богачами, ибо стыдятся они просить. Ты узнаешь их по виду — они не пристают с просьбами к людям[k52] . И обо всем, что израсходовали вы из вашего достояния, у Аллаха достоверное знание.
274. Для тех, что расходуют имущество свое днем и ночью, тайно и явно, уготовано воздаяние от Господа их — место, где нет им ни страха, ни печали и воздыхания.
275. А те, что зарабатывали хлеб свой ростовщичеством, встанут из могил, подобные тем, кого сатана поразил безумием, ибо говорили они: «Ведь продажа сродни ростовщичеству». Но Аллах разрешил продажу, а ростовщичество сделал запретным! И кто примет увещание от Господа своего и бросит ростовщичество, то с него спросится как до запрета ростовщичества, и судить его будет Аллах. А кто вернется к ростовщичеству, станет обитателем пламени, и вечным будет там пребывание.
276. И уничтожит Аллах выгоду вашу от ростовщичества, и увеличит выгоду милостыни, ведь Аллах не любит всякого грешника неверного.
277. Поистине, для тех, что уверовали и свершали благие дела, творили молитву и платили закат, уготовано воздаяние от Господа их — место, где нет им ни страха, ни печали и воздыхания.
278. О верующие, побойтесь Аллаха, не взыскивайте остатки того, что вы дали в рост, если стали истинно правоверными.
279. Если не сделаете этого, то знайте, что объявил вам войну Аллах и Посланец его. Но если вы покаетесь, то получите обратно ваши деньги, не больше, чем давали. Не обижайте, и против вас никто не совершит преступления.
280. И если должник в затруднении, дайте ему отсрочку до времени облегчения, а если вы подадите ему милостыню, простив долг, то это будет лучше для вас, если обладаете вы разумением.
281. И бойтесь Дня, когда вернетесь вы к Аллаху и потом каждой душе сполна воздастся по справедливости за ее деяния.
282. О верующие, если обязались вы отдать долг до названного срока, то запишите это, и пусть запись договора между вами сделает писец, не искажая. И пусть не отказывается писец записывать, как научил его Аллах. И пусть он записывает, а диктует ему тот, с кого причитается получить. И пусть убоится Аллаха, Господа своего, и ничего не убавляет в записи своей. А если тот, с кого причитается получить, неразумный расточитель, либо младенец или слабый старец, либо не может диктовать сам, то пусть диктует его опекун, ничего не искажая. И возьмите в свидетели двух мужчин ваших, а если не найдется двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин из тех, кого вы одобрите как свидетелей, ибо если ошибется либо забудет одна из женщин, то ей напомнит вторая свидетельница. И пусть не отказываются свидетели явиться, когда их зовут. Не тяготитесь записью долга, большим он будет, или малым, и записью срока уплаты. Это справедливее пред Аллахом и лучше помогает при свидетельстве и способствует устранению сомнений. Иное дело — торговая сделка, которую вы заключаете между собой немедленно. Тогда нет на вас греха, если вы не станете записывать ее. Свидетельствуйте, когда заключаете друг с другом сделки. И пусть не наносят обиды ни писцу, ни свидетелю, и если вы поступите так, то будет это поступком нечестивого. Бойтесь же Аллаха, ведь Аллах учит вас, и Он всеведущ.
283. А если будете в пути и не найдете писца, то берите залог, а если доверяете друг другу, то пусть тот, кому поверили в долг, отдает его, убоявшись Аллаха, Господа своего. И не скрывайте, что были свидетелями. Кто скроет свидетельство, тот грешен сердцем. Ведь Аллаху ведомы ваши деяния.
284. Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на Земле. Покажете ли вы то, что у вас в душе, либо будете скрывать это, потребует у вас Аллах отчета. И простит Он кого пожелает, а кого пожелает, подвергнет мучениям, ведь Аллах всемогущ.
285. Уверовал Посланец в то, что было ниспослано ему от Господа его, и правоверные все уверовали в Аллаха, и в ангелов его, и в Писание его, и в Его Посланцев. И не выделяем Мы никого из Посланцев Господа. Сказали правоверные: «Мы вняли и повиновались, взываем о прощении Твоем, Господи наш, и к Тебе возвращение».
286. Аллах дает исполнить душе лишь то, на что способна она, на пользу ей добрые деяния, и во вред ей злые поступки. Господи наш, не взыщи с нас, если мы забудем либо ошибемся. Господи наш, не возлагай на нас бремя гнева Твоего, как возложил Ты его на тех, что были до нас. Господи наш, и не обременяй нас тем, на что нет у нас силы, отпусти нам грехи и прости нас, и смилуйся над нами! Ты — господин наш, помоги же нам против людей, что остаются неверными!

Коран. Перевод Б. Шидфар. .

Смотреть что такое "Сура 2 АЛЬ-БАКАРА КОРОВА, мединская, 286 аятов" в других словарях:

  • Сура Аль-Бакара — البقرة Сура Аль Бакара Классификация Мединская Значение названия Корова …   Википедия

  • Сура (Коран) — Сура Аль Фатиха, первая сура Корана, ниспосланная полностью …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.